Мальта. В гостях у иоаннитов.

Валлетта

Идея съездить на Мальту возникла абсолютно спонтанно. Маршрут Москва-Лука обслуживает авиакомпания Air Malta. Во время распродажи удалось выкупить билеты по очень привлекательной цене (примерно 320 евро за 3 а/б, включая 2 места багажа), так что не ленимся и мониторим цены на направлении. Какого-либо впечатления авиакомпания не произвела: рейс ночной, откидывающиеся кресла только до 8-9 ряда, дальше с фиксированной спинкой. Вода, чай, кофе за деньги (от 2,5 евро), еда естественно тоже (можно заказать заранее со скидкой), но ночью есть не хотелось. Онлайн регистрация из Москвы до сих пор (март 2019г.) отсутствует. На размер и вес ручной клади смотрят сквозь пальцы. К экипажу претензий нет. В общем, лоукост компания, от национального перевозчика ожидания были повыше. Так что, можно спокойно лететь качественной компанией со стыковками, возможно даже покомфортнее будет. Если комфортом можно пожертвовать (его нет даже в бизнес-классе. Бизнес от эконома отличается сложенным средним сиденьем и отделяет обычная передвигающаяся шторка.), то Air Malta единственный прямой перевозчик из России. Ну да и не на таких экземплярах летали, поэтому не стали зацикливаться и восприняли как данность. Аэропорт прилета покомфортнее самолета, перед паспортным контролем имеются бесплатные бутылочки с питьевой водой.

Самолет приземлился рановато, а у нас забронирован автомобиль напрокат с 09:00. Поэтому абсолютно никуда не спешим, получаем багаж и ждем заветного времени. В зоне прилета есть небольшой (буквально на 10 человек) бизнес-зал. Как-то так и скоротали время. С открытием прокатной конторы, в этот раз Goldcar, начали оформление авто. На удивление всё прошло относительно быстро и без особых спектаклей типа «дядь купи страховку», «ну хоть что-то докупи». Goldcar МальтаЯ морально готов был расстаться с какой-то суммой денег, но абсолютно ничего не навязывали. Как итог ключи от машины на 10 дней за фантастические 24,5 евро. Дешевле, чем такси до отеля. Выдача автомобилей происходит на отдельной уличной площадке. Процесс очень осовременен. Менеджер проходит с планшетом вокруг автомобиля, снимая всё на видео. Все «косяки» дополнительно фотографируются. В этом же планшете ставится подпись и всё- автомобиль твой. Все фотографии и видео высылают на почту, которую при оформлении заявки указывал. Весь временной отрезок оформления автомобиля: от оформления договора до шлагбаума на выезде со стоянки занял 30 минут. Отлично! Ну вот и здравствуй мой железный конь с рулем не на той стороне. Точнее не на той, к которой я привык. Ну что ж начинается самое забавное занятие – привыкни сидеть не на своем месте и ездить не по своей полосе. К правому рулю привыкаешь достаточно быстро, по началу пытаешься найти рычаг переключения передач на дверке автомобиля. Минут через 10 езды вполне сносно едешь, а дня через 3 начинаешь гонять как истинный мальтиец. К левостороннему движению привыкаешь чуть дольше. Проблемы вырисовываются не везде, обычно это Т-образные перекрестки, на которых так и норовишь выехать на встречку. Очень помогает присутствие штурмана на соседнем месте. Как говорится одна голова хорошо, а две лучше. А вообще мы сюда отдыхать прилетели, вот и отдыхаем, никуда не спешим и потихоньку приспосабливаемся. Манера езды островитян безобразная, местами хуже, чем в России. Очень любят выскочить перед тобой на перекрестке и не особо разгоняться потом, могут вклиниться при обгоне. Мы так поняли, что ездить там особо некуда, а погонять хочется вот и гоняют как могут. БуджиббаМинут за 30 добрались до своего места проживания в Буджиббе. Когда после покупки авиабилетов встал вопрос: «собственно, а где мы будем жить?» Первым делом изучили предложения по сдаче апартаментов с кухней, выбрали пару вариантов. Затем решили узнать сколько стоят отели с завтраками. Оказалось, что отель дешевле. А с двухразовым питанием? – снова дешевле. Может «всё включено»? Всего 50 евро переплаты за 10 дней. Надо нам будет или не надо, но решили брать по полной.

Первые пару дней провели в окрестностях отеля, виной всему погода. Дождь и пронизывающий ветер удовольствия никакого с собой не несли. Прогноз обещал через пару дней солнце и тепло, вот этого момента спокойно и дожидались, «отрабатывая all inclusive». Тем более мало самим увидеть, надо же и запечатлеть всё.  Советуем посещать остров в апреле-мае или сентябре-ноябре. Туристов и особенно школьников не так много, и погода благоволит прогулкам. Летом, на мой взгляд, жарковато и слишком многолюдно.

пляж на Мальте

Типичный пляж на Мальте

Это ни в коем случае не пляжный отдых, что бы мне не утверждали некоторые друзья. Песчаных пляжей на весь остров штук 15, и ясное дело в сезон там не протолкнуться.

мальтийский пляж

Хороший мальтийский пляж

На третий день ветер стих, дождь прекратился, и мы наконец-то выдвинулись на знакомство с островом. Начать решили с главного- с Валлетты.Мальта, Валлетта Ведь с переселением на остров рыцарского ордена госпитальеров все значимые события происходили вокруг столицы. Ну где как не в Валлетте почувствовать дух Средневековья? День для посещения выбрали очень удачный. Суббота. Местные жители видимо устремились в курортные районы или просто дома сидели, но движение на дорогах размеренное и с парковкой никаких проблем не возникло. Умудрились даже встать на бесплатной стоянке, вместо запланированного платного паркинга. Для сведения, практически у входа в старый город имеется несколько паркингов по 2,5-3 евро за место без учета времени стоянки.Ну всё коня пристроили, пошли топтать брусчатку ногами. Обязательным пунктом посещения Валлетты является Кафедральный собор Святого Иоанна. Стоимость осмотра 10 евро (дети до 12 лет в сопровождении взрослых бесплатно). Абсолютно точно этот шедевр пропустить нельзя. В стоимость билета входит аудиогид на нескольких языках (русский есть), информация достаточно полная, и если до этого моменты вы ничего не знали о Мальтийском ордене, то вот он шанс. На ознакомление потребуется никак не меньше полутора часов, если конечно, это не для галочки делать. Снаружи Собор особо ничем не примечателен, но внутреннее убранство и декор готовы посоперничать со многими достопримечательностями Старого Света. Однозначно рекомендуем к посещению! Остальное время решили посвятить неспешным прогулкам по улочкам города и набережной. Другие музеи бурного восторга не принесли, поэтому рекомендовать ничего не будем, выбирайте на свой вкус. Возможно праздношатание по городу с перекусом в кафе под открытым небом и будет самым лучшим вариантом для изучения Валлетты. В любом случае мимо Верхних и Нижних садов Баракка, кармелитского собора, крепости Святого Эльма и Большой гавани пройти не удастся. Гуляйте, дышите свежим воздухом и получайте наслаждение.

Следующий день разбили на две части.Утро начали с прогулки по птичьему заповеднику Гадира (Ghadira Nature Reserve). Открыт только в зимнее время. Заповедник расположен вокруг пресного озера.Для каменистой Мальты это безусловно зеленый оазис. Птицы несомненно есть, но их в наш приход было ох как мало. Бабочки, птицы, хамелеоны основные жители этого заповедника. Длина прогулочной тропы для посетителей метров 500. В учебное время в парк привозят местных школьников, в общем в качестве образовательного центра вполне приятное место. Специально сюда ехать смысла нет. Находится прямо напротив пляжа бухты Меллиха. Пожалуй, самый большой песчаный пляж на острове. Вход пологий, довольно мелко.

Недалеко от Меллихи расположена деревня Попай. В далеком 1980 году Голливуд специально для съемок мюзикла построил на Мальте деревушку. По окончании съемок декорации стали местной достопримечательностью и развлекательным комплексом. Вход платный. В стоимость на день (15 евро взрослый, 12 евро ребенок старше 3 лет) входит: лежак, бокал вина, прогулка на катере и ежечасные представления. Летом для разнообразия можно посетить, в зимний сезон за что платить не совсем понятно. Смотровая площадка бесплатна. Фото получаются симпатичные. В 4 километрах расположен еще один знаменитый пляж Golden Beach. В воскресенье даже в несезон отдыхающих много.

После обеда, когда солнце уже не так припекало, отправились на осмотр Мдины- древней столицы острова. Припарковались в Рабате, недалеко от церкви и грота Святого Павла. Именно здесь, согласно легенде, Павел проживал в течение 3-х месячной остановки на Мальте. Хоть Мдина и Рабат два совершенно разных города фактически это два района одного небольшого поселения. Отделены один от другого садами Ховарда (Howard Gardens). Просто приятное место для небольшого отдыха. Главные ворота Мдины знакомы поклонникам «Игры престолов» как ворота Королевской Гавани, именно здесь снимался первый сезон популярного сериала. Прогулка по улочкам города Тишины займёт пару часов. Город совсем небольшой, длина главной улицы всего 400 метров. Главные достопримечательности это: Магистерский дворец, собор Святого Павла и весьма достойный музей пыток (не рекомендуется для детей). Все объекты платные.

Следующий день посвятили изучению противоположной части острова. Раз уж предстоит ехать мимо столицы, еще раз погуляли по Валлетте. Затем выдвинулись в рыбацкую деревушку Марсашлокк. Архитектурными памятниками поселок не сильно богат, пожалуй, только Церковь Богоматери Кармель (но в народе известна больше как церковь Богоматери Помпеи). Между башнями статуя Девы Марии, стоящей в лодке. Название поселка в переводе дословно юго-восточный порт. Если уж судьба занесла на Мальту, то непременно посетите эту рыбацкую деревушку. Спокойная прогулка по набережной и фотосессия на фоне «луцци» (название местных рыбацких лодочек) точно не будут обременительны. Обязательно насладитесь свежими морскими дарами в кафе, недостатка в которых здесь не наблюдается. При желании можно совершить мини-круиз на «глазастой шхуне» по бухте. Если воображение развито, то представьте как в Марсашлокке происходила высадка тридцати тысяч османских воинов для покорения острова.

Следующим пунктом притяжения является Голубой грот. Смотровая площадка находится рядом с остановкой автобуса и небольшой парковкой машин на 10. Спускаетесь немного по ступенькам и вот он знаменитый Blue Grotto. Идеальное время для посещения 11:30-14:00, именно в это время вода переливается различными оттенками. Мы в этот раз подъехали поздновато, но нисколько не пожалели о посещении. Днем, когда погода позволяет, в грот организуются туры на катерах. Стоимость 8 евро взрослый билет. Однозначно рекомендуем поездку к гроту.

Дальше двинулись к утесам Дингли. Там запланировали полюбоваться закатом. Здесь находится самая высокая точка Мальты – 253 м. Местность располагает к долгим спокойным прогулкам вдоль моря. И самые лучшие закаты наблюдать можно только здесь. Не сказать, что закат здесь какой-то невероятной красоты, но на Мальте это лучшее решение.

Дождались очередного солнечного дня для поездки на Гозо.

Для удобства планирования можно воспользоваться расписанием движения паромов. Но в сезон может ожидать сюрприз в виде приличной очереди и возможно на первый попасть не получится. Но отчаиваться не стоит, корабли курсируют довольно часто и круглосуточно. Стоимость переправы 15 евро за автомобиль с водителем плюс за каждого пассажира в зависимости от возраста 1,5 евро ребёнок, 4,75 взрослый (ночью немного дешевле). Оплата взимается при отправке с о. Гозо, со стороны Мальты бесплатно. По принципу вход рубль, выход- два.

Переправа по-европейски продумана, есть регулировщики и помощники. Не переживайте, если это ваша первая поездка на пароме, все очень цивилизованно и никакой нервотрепки. На земле все машины выстраивают в расчерченные ряды и по прибытии корабля все по очереди заезжают на борт. На время плавания можно покинуть авто и прогуляться по палубам, сделать фото, перекусить, выпить чашку кофе. Wi-fi работает на довольно приличной скорости бесплатно. Время плавания примерно 20-25 минут. Покидая машину, запоминайте палубу и выход, где оставляете своего железного коня. Выезжают все очень оперативно и замешкавшихся не особо жалуют. Так что будьте готовы ехать, как только причалите.

Оставив паром, сразу же поехали в столицу острова Викторию. Там основной интерес представляет Цитадель. Удивительно, но посещение бесплатное. Плату берут только за осмотр музеев на территории. С парковкой есть определенные сложности, но кто ищет, тот всегда найдёт. Мы место нашли за Цитаделью, метров 500 прошли пешком в обратную сторону. Да, кстати, АЗС в основе своей находятся в поселениях, на трассах отсутствуют. Очень часто встречаются колонки прямо на улицах городов. Практически все заправки работают в автоматическом режиме, любимая сумма заправки 10 евро. На большие суммы особо никто не заливает топливо.

Нагулявшись в крепости, двинулись к главной святыне Гозо - церкви Та’Пину. Чувствуется что место очень любимо островитянами, вокруг царит покой и умиротворение. Очень интересен местный «путь на Голгофу», подниматься сложно, но оно того стоит. На всем протяжении поставлены скульптурные композиции, рассказывающие о последнем пути Спасителя. Если уж попали сюда, то обязательно пройдите по тропе. До верха добираются единицы, за время нашего посещения встретили всего четверых. Так что для любителей эксклюзива рекомендация - обязательно к посещению.

Историческую жажду утолили в Цитадели, духовную- в Та’Пину .Осталось желание отметить природную красоту острова. Не придумали ничего лучше, как двинуть в сторону Дуэйры. Пару лет назад здесь ещё можно было увидеть Лазурное окно, но в 2017 году оно обрушилось. С этим ничего не поделаешь, но хотя бы представить, как это было очень хочется. Время свободное позволяет, так что поехали. Нам не совсем повезло с посещением. В то время, когда мы подъезжали, произошла трагедия. Кто-то не рассчитал сил и сорвался с камня прямо в том месте, где самый вид на бывшее окно. Службы спасения моментом перекрыли все подступы, никого не пропуская. Беднягу эвакуировали на носилках, надеюсь в итоге все закончилось не совсем плачевно. Так что, выбирая место для фотографирования, будьте аккуратны, природа ошибок не прощает. А вообще и без Лазурного окна место красивое и завораживающее. На этом знакомство с Гозо решили считать завершённым.

Обратно добрались без приключений.

Несколько оставшихся дней посвятили неспешным прогулкам вдоль моря, шопингу и пассивному отдыху.

В день вылета после обеда сдали номер в отеле, и поехали потихоньку в сторону аэропорта. Времени до вылета хоть отбавляй, поэтому решено посетить Мосту с её знаменитым собором Вознесения Девы Марии. Несомненно это архитектурный шедевр. Посещение, увы не бесплатное. Взрослый билет 2 евро, дети освобождены от оплаты. Знаменит собор тем, что во время Второй мировой войны немецкая бомба, пробив купол, вонзилась в пол и каким-то чудом не взорвалась. Естественно чудо объясняется покровительством Девы Марии. Часть бомбы можно увидеть в ризнице, там же организована продажа памятных сувениров. На этом знакомство с Мальтой было завершено.

Небольшое шоу предстояло при сдаче автомобиля. Местные мастера постарались, за креатив можно ставить оценку «отлично». Развод заключается в следующем: при уменьшении уровня бензина до четверти бака стрелка уровня топлива улетает в минусовую зону. Заправка положение не спасает. Пытался объяснить приемщику проблему, но они уверенно твердят, что всё исправно платите 60 евро штрафа. Но нас же так легко не взять, предложили альтернативный вариант. Заправляем автомобиль на 10 евро аэропортовой заправке и, если не работает указатель, то нам возвращают эти самые 10 евро. Так и сделали, и о чудо! Указатель заработал. Запускается только при заправке на 75% от объема бака. В общем около 20 евро за бензин мы переплатили, но решили, что аренда автомобиля на весь срок с бензином в 60 евро это очень гуманно и спорить дальше не стали. Зато возврат автомобиля сразу же прошел моментально и заблокированный депозит тут же вернулся на карту. А копилка «разводов» прокатными компаниями пополнилась. Совет тут может быть только один – заправляйтесь заранее с небольшим запасом.

Резюмируя, что можно сказать о Мальте? На наш взгляд одного посещения островов вполне достаточно. И если вы не посетите самую южную европейскую страну, то особо ничего не потеряете. Рекомендовать можем только коллекционерам стран, тем кто уже всё видел и изучающим английский язык. Все основные достопримечательности можно объехать за 3-4 дня.

Если уж попали на Мальту, то наслаждайтесь отдыхом. На несколько дней занятия найти себе можно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.